«Научный полк»: эксплуатация водного транспорта

«Научный полк»: эксплуатация водного транспорта

 b01a9b10ba258353b3b1ccd32bf48a61

Военные сообщения (ВОСО) – сухопутные, водные и воздушные пути сообщения, подготовленные и оснащенные необходимыми средствами для обеспечения всех видов воинских перевозок в мирное и военное время.

Служба военных сообщений – система органов военных сообщений, являющихся военными учреждениями, представляющими Министерство обороны Российской Федерации на железнодорожном, морском, внутреннем водном и воздушном транспорте. Органы ВОСО обеспечивают взаимодействие военного командования с транспортными органами по вопросам подготовки и использования транспорта общего пользования в интересах Вооруженных Сил, для организации всех видов воинских перевозок и управления ими. Подготовку специалистов для органов ВОСО ВМФ и для торгового флота зачастую производили и производят в настоящее время одни и те же преподаватели – в силу особенностей их квалификации. Так было и в военное время…

8 июня 1932 г. в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР был издан совместный приказ РВС, Народного комиссара путей сообщения, Народного комиссара водного транспорта, начальника Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автотранспорта при СНК СССР о формировании в Москве Военно-транспортной академии (ВТА).

В ее составе был образован водный факультет, включающий эксплуатационное и гидротехническое отделения. На факультете готовились военные инженеры по эксплуатации водного транспорта, строительству, эксплуатации и восстановлению гидротехнических сооружений. Значительная часть выпускников предназначалась для использования в Наркомате водного транспорта, а также – в морских органах РККА. В составе факультета находились 4 кафедры, в т. ч. профилирующие – «Портов и внутренних водных путей», начальником которой был назначен Н. М. Герсеванов, и «Эксплуатация водного транспорта», которую возглавил член-корреспондент АН СССР, доктор технических наук В. В. Звонков[1]. Преподавались дисциплины «Военно-морская подготовка», «Гидравлика и водоснабжение», «Эксплуатация водного транспорта», «Порты и внутренние водные пути».

Необходимо отметить высокий уровень подготовки выпускников-водников, в т. ч. востребованных в народном хозяйстве. Так, С. М. Баев занимал должность заместителя Народного комиссара водного транспорта, Н. В. Новиков являлся Министром морского флота СССР[2].

Кафедру «Эксплуатации водного транспорта» с 1932 г. возглавлял член-корреспондент АН СССР доктор технических наук, профессор, бригадинженер (впоследствии – инженер-полковник) В. В. Звонков. Он являлся видным ученым в области исследования вопросов тяговых усилий буксирных судов, сопротивления буксируемого и толкаемого составов[3]. Но наибольший его вклад – в теорию комплексного использования транспорта. В трудах В. В. Звонкова впервые в эксплуатационной науке были поставлены вопросы организации перевозочного процесса в смешанном сообщении[4].

В. В. Звонковым были разработаны принципы планирования и порядок эксплуатационных расчетов при планировании перевозок в смешанном сообщении; определен порядок взаимодействия при работе предприятий различных видов транспорта на основе контактных графиков движения и графиков технологических процессов работы перевалочных пунктов; обоснованы принципы диспетчерской системы руководства и унификации отчетности в смешанном сообщении на основе единых форм документов.

Таким образом, к началу 1950-х гг. в ВТА были разработаны общие научные рекомендации по комплексному использованию магистральных видов транспорта внутри страны.

В 1935 г. был прекращен прием на гидротехническую специальность водного факультета и отделение военных инженеров узкой специализации. Первый выпуск инженеров-водников был произведен в 1936 г. Тогда же, из-за отсутствия набора слушателей, водный факультет ВТА был ликвидирован. Слушатели подготавливались на отделении водников реорганизованного факультета путей сообщения, а с 1938 г. – инженерно-эксплуатационного факультета ВТА. В феврале 1938 г. Военно-транспортная академия была переведена в Ленинград.

В 1939 г. произошла очередная реорганизация ВТА. Отделение водников было переведено на вновь сформированный факультет военных сообщений. Последний выпуск инженеров-водников довоенного набора был произведен в 1941 г. К началу этого года водные кафедры были слиты в одну – «Эксплуатации водного транспорта и военно-морских дисциплин».

В 1941–1942 гг. академия произвела два набора слушателей из числа студентов гражданских вузов, уже имеющих достаточно хорошую общетехническую подготовку. Срок обучения в академии по указанию Народного комиссара обороны от 23 июня 1941 г. был сокращен до двух лет.

В июле 1941 г. при академии были организованы краткосрочные курсы подготовки офицеров из числа инженеров, окончивших транспортные вузы в 1941 г. Срок обучения на этих курсах был установлен 3–5 месяцев.

В связи с блокадой Ленинграда осенью 1941 г. академия и академические курсы были эвакуированы в Кострому. С сентября 1941 г. кафедра наименовалась «Устройство и эксплуатация водного транспорта». В 1943 г. в Костроме был произведен последний выпуск по водной специальности в условиях Великой Отечественной войны – в сентябре 1944 г., после снятия блокады, академия была возвращена в Ленинград, для слушателей был установлен уже нормальный срок обучения – 4 года 8 месяцев.

С 26 января по июнь 1945 г. весь личный состав факультета был откомандирован на фронты Великой Отечественной войны, а с 5 июля по 15 августа 1945 г. – откомандирован для выполнения особого задания начальника ВОСО РККА. Преподавателями в военные годы были кандидат технических наук, доцент Семенов-Тараканов, кандидат технических наук П. И. Кутятин, кандидат технических наук В. Г. Бакаев, Старавойтов. В 1947 г. состоялся первый послевоенный набор слушателей на водную специальность в составе факультета военных сообщений ВТА.

Для подготовки кадров службы военных сообщений флотов 21 марта 1941 г. открылся отдел военных сообщений на Высших специальных классах командного состава ВМФ. Набирались две группы слушателей: одна – для морских путей сообщений, другая – для речных. Отдел создавался в трудное предвоенное время. Не было никаких учебников, учебных пособий, т. к. сами органы военно-морских сообщений были созданы только в 1938 г. Отдел состоял из трех кафедр: «Военно-морских сообщений» (начальник – инженер-полковник П. С. Коваленко), «Устройства и оборудования портов» (начальник – кандидат технических наук, доцент инженер-полковник П. П. Сорокин, ранее преподавал в ВТА), «Теории, устройства и эксплуатации судов» (начальник – инженер-полковник Н. Н. Казанский, ранее преподавал в Кораблестроительном институте).

Отдел был укомплектован опытнейшими преподавателями. Дисциплину «Эксплуатация морского флота» преподавал доцент инженер-капитан В. Г. Бакаев[5], работавший ранее в Ленинградском институте инженеров водного транспорта, автор ряда фундаментальных научных трудов. На классах он также проводил большую научную работу, в частности, им написан учебник «Организация движения транспортных судов на военно-морском театре с целью предупреждения аварий». В 1942 г. он был отозван для работы в системе НКМФ. С 1943 г. по 1945 г. В. Г. Бакаев был уполномоченным ГКО и НКМФ по обеспечению выгрузки грузов в Мурманском порту. С 1954 по 1970 гг. доктор технических наук, профессор В. Г. Бакаев, автор классического учебника «Эксплуатация морского флота», являлся Министром морского флота СССР.

Доцент инженер-младший лейтенант Г. Е. Гуревич до войны работал диспетчером в Балтийском государственном морском пароходстве. На классах с перерывами прослужил с 1941 г. по 1951 г., затем с 1957 г. по 1968 г. В сложных условиях военного времени разработал и защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. Впоследствии стал доктором технических наук, профессором. В 1961 г. Г. Е. Гуревич был уволен в запас в звании инженер-полковника и стал начальником кафедры «Эксплуатации морского флота» в Ленинградском высшем инженерном морском училище им. адмирала С. О. Макарова. В соавторстве с Героем Советского Союза доктором технических наук, профессором В. И. Немчиковым им написан фундаментальный учебник «Организация работы морского флота», а в соавторстве с профессором Филимоновым – учебник «Коммерческая эксплуатация морского флота».

В связи с началом Великой Отечественной войны, уже в июне 1941 г. состоялся первый выпуск слушателей. Классы перешли на программы по ускоренной подготовке слушателей с 3-х месячным сроком обучения. Вследствие подхода врага к стенам Ленинграда Народным комиссаром ВМФ было принято решение о передислокации классов в Астрахань. В августе начался демонтаж оборудования и подготовка его к погрузке. Эвакуация личного состава с семьями и имуществом была произведена двумя эшелонами. Первый эшелон, включающий профессорско-преподавательский состав с семьями, управление и часть слушателей, отправился из Ленинграда 14 августа по железной дороге до Череповца, а оттуда – на пароходе до Астрахани. Второй эшелон следовал в Астрахань по Неве, Мариинской системе и Волге. С этим эшелоном шли слушатели, а также курсанты штурманского отдела и отдела военных сообщений. Так как переход на баржах продолжался 44 суток, то все свободное от работы время было использовано для проведения плановых учебных занятий. Занятия с курсантами проводились по восьмимесячной программе.

Классы дислоцировались в Астрахани с 1 октября 1941 г. по 14 августа 1942 г. Затем классы перебазировались в Самарканд. Высокая температура летнего периода вынуждала вести занятия в два этапа: до 10 и после 17 часов.

В августе 1944 г. ВСОК ВМФ были перебазированы в Ленинград. Все поступающие на учебу сдавали вступительные экзамены.

За успешную подготовку офицерского состава для ВМФ 18 человек постоянного состава Классов 20 апреля 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР были награждены орденами и медалями

photo_2022-06-28_09-21-36

Из книги: А. В. Кириченко, И. В. Мартыненко, О. В. Соляков. История военных сообщений на морском и внутреннем водном транспорте. – М.: МОРКНИГА, 2017. – 455 с. ISBN: 978-5-403080-19-4.

[1] Звонков Василий Васильевич (1890 – 1965), советский учёный в области транспорта, член-корреспондент АН СССР (1939), доктор технических наук, профессор. Член КПСС с 1951 г.

В 1917 г. окончил Московский институт инженеров путей сообщения. С 1923 по 1932 гг. преподавал в Московском институте инженеров путей сообщения и Ленинградском институте инженеров водного транспорта; в 1932–1950 гг. профессор Военно-транспортной академии, возглавлял кафедру «Эксплуатации водного транспорта», бригадный инженер.

В 1950–1955 гг. председатель секции по научной разработке проблем транспорта АН СССР. С 1955 по 1965 гг. – заместитель директора Института комплексных транспортных проблем АН СССР. Труды по расчёту и рациональному использованию тяговых средств водного транспорта послужили основанием для внедрения новой системы паспортизации и методов испытания судов. Большое значение имеют исследования по комплексным транспортным проблемам. Награждён орденом Ленина, 4-мя другими орденами, а также медалями. Имя «Профессор Звонков» в настоящее время носит речной пассажирский теплоход.

[2] Новиков Николай Васильевич (1909 – 1970), государственный деятель. Сын ремонтного рабочего. Образование получил в Военно-транспортной академии им. Л. М. Кагановича (1939). С 1926 г. исполнял рабочие должности. В 1939 г. вступил в ВКП(б). С 1939 г. работал в Северном морском пароходстве начальником службы эксплуатации, заместителем начальника, а в 1939–1945 гг. начальником пароходства. В 1945–1946 гг. член комиссии по приемке в качестве репараций судов германского торгового флота. С августа 1946 г. заместитель Министра, с апреля 1948 г. – Министр морского флота СССР. После смерти И. В. Сталина снят с поста. С марта по август 1954 г. – заместитель Министра морского и речного флота СССР.

[3] В 1937 г. В. В. Звонков подготовил учебные пособия «Диспетчерская система руководства на водном транспорте», «Техническая эксплуатация речного флота», «Тяга речных судов».

[4] Звонков В. В. Взаимосвязь отдельных видов транспорта и основы организации смешанных перевозок. – М.: Изд-во Академии железнодорожного тр-рта, 1953. С.15.

Следует отметить, что подобный подход (т. н. «интермодальные перевозки») получил развитие на Западе только с 1980-х гг.

[5] Бакаев Виктор Георгиевич (1902 – 1987), государственный деятель. Родился в селе Бежица Брянского уезда Орловской губернии (ныне в черте Брянска) в семье рабочего. Трудовую деятельность начал в 1913 г. учеником кузнеца в портовых мастерских Бердянска. В 1914–1919 гг. слесарь и токарь Брянского арсенала. Член РКП(б) с 1919 г.

В 1919–1920 гг. служил в РККА, затем был матросом в Бердянском порту. После окончания в 1929 г. Московского института инженеров транспорта работал в системе Центрального морского управления НКПС СССР (1929–1931) и Наркомата водного транспорта СССР (1931–1937): инженер, начальник стройуправления, начальник Центрального управления портов. В 1937–1942 гг. преподавал в вузах Москвы и Ленинграда. В 1943–1945 гг. уполномоченный ГКО в Мурманском порту. С 1945 г. заместитель Наркома (Министра), а в 1952–1953 гг. первый заместитель Министра морского флота СССР. В 1953 г. первый заместитель Министра морского и речного флота СССР. В 1953–1954 гг. первый заместитель председателя Бюро по транспорту и связи при СМ СССР. В августе 1954 г. – январе 1970 г. – Министр морского флота СССР. С 1970 г. на пенсии.

Доктор технических наук. Кандидат в члены ЦК КПСС в 1961–1971 гг. Депутат ВС СССР в 1962–1970 гг.


Навигация по записям