Экскурсия в музей ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова
Экскурсия в музей ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова
16 декабря 2019 года мы, студенты группы Э-13, посетили музей университета ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова. Экскурсию, которая была приурочена к 210- летию создания транспортного ведомства и транспортного образования России, для нас провёл заведующий музеем Университета, кандидат исторических наук, Терентьев Вячеслав Олегович. Он рассказал показал нам экспозицию музея, которая освещает историю создания и этапы развития нашего ВУЗа.
В начале экскурсии Вячеслав Олегович обратил наше внимание на текст «Высочайшего Указа» Императора Павла I об учреждении Департамента водяных коммуникаций и Манифест «Об управлении водными и сухопутными сообщениями 1809 г.: «Для образованiя способныхъ исполнителей учреждается особенный Институтъ, въ коемъ юношеству, желающему посвятить себя сей важной части, открыты будутъ всѣ источники наукъ, ей свойственныхъ. Для поощренiя тѣхъ, кои пожелаютъ предопредѣлить себя въ сей родъ службы, полагаются розныя награды и поощренiя.».
2 декабря 1809 года этим манифестом был основан Институт Корпуса инженеров путей сообщения, первым руководителем которого был назначен испанский инженер Бетанкур Августин Августинович. Изначально ВУЗ был военный. Обучение проводилось на французском языке, пока Пётр Данилович Готман, немец по происхождению и один из учеников Бетанкура, не ввёл образование на русском языке.
Первыми воспитанниками института, чьи портреты размещены в музее, были Сергей Муравьев-Апостол, барон С.Г. Строганов, капитан корпуса инженеров путей сообщения А. Ф. Львов, сочинивший музыку для государственного гимна Российской империи «Боже, царя храни» капитан И. Г. Куприянов.
Далее мы рассмотрели виды формы одежды, например, мундир чиновника ведомства путей сообщения образца эпохи Императора Николая I (1830 г.). Он сшит из сукна темно-зеленого цвета со светло-зеленой выпушкой, с серебряными эполетами, серебряными пуговицами и шитьем на воротничке и манжетах. В девятнадцатом веке мундир играл важную роль, потому что по нему можно было определить, к какому ведомству принадлежит чиновник, и какое положение он занимает. Всего для работающих в транспортной сфере было установлено семь форм мундиров.
Было очень интересно посмотреть на зачётную книжку выпускника института 1911 г. Василия Михайловича Баланина, а также на фотографии, учебники и работы студентов того времени, в том числе титульный лист первой в России книги по гидротехнике «Книга слюзная», изданной в 1708 г. в Москве по распоряжению Петра I.
Мы узнали удивительный факт: половина мостов в Санкт-Петербурге построены по работам студентов Института Корпуса инженеров путей сообщения, учащихся на 2-4 курсах. Тот студент, чью работу утверждала градостроительная комиссия, после мог уже не учиться, так как он уже признавался полноценным инженером. Однако эти студенты не переставали ходить на лекции, чтобы повышать свою квалификацию.
Целый стенд посвящён послереволюционному периоду. Студенты тогда учились 18 часов в сутки! А оставшиеся 6 часов они не отдыхали, а рубили дрова, готовили еду и занимались прочими домашними делами, жили по 12 человек в малогабаритной комнате. Из – за огромной загруженности студентов в 1930 году Институт Путей Сообщения разделили на 4 ВУЗа: Ленинградский Институт Воздушных Путей Сообщения (Московский Авиационный Институт), Ленинградский институт Железнодорожного транспорта (Университет Путей Сообщения), Ленинградский Институт Автодорожного транспорта (в настоящее время соединён с Политехническим Университетом), Институт Водного Транспорта.
Так в 1930 году было построено здание Ленинградского Института Водного Транспорта (ул. Двинская, 5/7). Архитектурные ордеры, барельефы с советской символикой говорят нам о том, что здание выполнено в стиле «Сталинский ампир».
Приятно было увидеть, что отдельный стенд посвящён именно женщинам, ставшим капитанами дальнего плавания. С 1917 года женщина могла стать кем угодно наравне с мужчиной. В СССР впервые стали принимать женщин во все ВУЗы. Наш ВУЗ выпустил более 150 женщин – капитанов дальнего плаванья. Среди них две стали Героями Социалистического Труда: Щетинина Анна Ивановна, Орликова Валентина Яковлевна (более 2/3 жизни провели в море). Несмотря на тяжёлую профессию эти женщины остались очаровательными, красивыми и не утратили женственность, что можно заметить на представленных в экспозиции фотографиях.
Конечно же, нельзя пройти мимо многочисленных кубков, медалей и разнообразных спортивных наград, учащихся нашего замечательного университета. Студенты не раз защищали честь ГУМРФ имени Макарова, показывая свою силу и ловкость, командный дух и сплоченность действий, достойно выступая на всех соревнованиях, конкурсах и чемпионатах. За последние несколько лет студенты принесли университету более 150 наград.
Нельзя не обратить внимание на модели судов, буксиров и других транспортных оборудованный: необитаемый подводный аппарат для проведения исследовательских спасательных работ, роторная машина, пароход «Тюмень», ленточный конвейер на воздушной подушке для перегрузки пылевидных грузов, деррик-кран.
Наш Университет один из немногих ВУЗов, сохранивших в 90-е года знамёна. В музее хранятся красное знамя Института Ленинградского Института Инженеров Водного Транспорта 1930-1991 гг., знамена комсомольских, строительных, профсоюзных организаций, наградные знамена.
Отдельная часть экспозиции музея университета посвящена истории ВУЗа в период Великой Отечественной войны. Здесь хранятся вещи с мест боев, письма, книги. Для студентов-добровольцев нашего учебного заведения, которые умели стрелять и ездить на лыжах, был создан 32 партизанский отряд. Его отправили в Северную Карелию. Отряд разгромил несколько финских баз. Потом он использовался в качестве разведывательного отряда. Студенты нашего ВУЗа воевали на небе, на суше и на море. В ЛИВТе 5 Героев СССР, 12 в Морской Академии. К сожалению, Великая Отечественная Война затронула практически всех преподавателей и студентов Университета. Кто-то попал в эвакуацию, кто-то воевал на фронте. А в 1942 году вражеский снаряд попал в аудиторию. В результате трагедии погибло 32 человека. Фамилии тех, кто отдал свою жизнь за Родину, представлены на специальной стене экспозиции музея. Специальное место на ней выделено для Колычева Дмитрия Евгеньевича – студента первого курса. Он был призван в армию в 1986 году, позже погиб в ходе разгрома нарко караванав Афганистане.
В честь заслуженных людей Университета названы планеты. С 2003 года планета № 11446 названа «Бетанкур» в честь основателя нашего учебного заведения Августина Августиновича Бетанкура. Планета № 13049 названа «Бутов» в честь последнего ректора ЛИВТ А.С. Бутова, выпускника ЛИВТа 1965 года, профессора, доктора технических наук, возглавлявшего Университет c марта 1992 года по июнь 2004 года. В марте 2006 года планета № 15203 стала носить имя «Гришанина». Гришанина Кирилл Владимирович – это выдающийся специалист в области гидрометеорологии, который на протяжении почти 50 лет читал лекции в СПГУВК. Свидетельства на перечисленные планеты хранятся в музее. К тому же, планета №27660 названа «СПГУВК» в честь нашего университета. Думаем, не каждый ВУЗ может похвастаться наличием собственной планеты!
У нашего ВУЗа очень богатая и интересная история, которой мы должны гордиться! Мы благодарны кафедре отечественной истории, политологии и социологии за существование прекрасного музея и замечательные экскурсии, проводимые не только для студентов и преподавателей нашего Университета.
Анастасия Чепакова и Олеся Шахбазова
студенты 2 курса направление подготовки «Менеджмент»
Институт Международного транспортного менеджмента