The unique world of chartering”
11 ноября состоялся очередной авторский факультативный семинар по фрахтованию из цикла “The unique world of chartering”. Тема занятия – проформа Gencon 94.
Исторически рейсовый чартер возник в ХVІ в., когда начало формироваться трамповое судоходство современного типа, то есть отделение роли купца от роли шкипера. Таким образом, потребовалось оформление договорных отношений между ними путем заключения договоров фрахтования. Проформы же стали разрабатываться в ХІХ в. с развитием промышленной революции.
Договор фрахтования судна – это контракт, в котором интересы сторон имеют различную направленность. Хотя воля сторон совпадает (иначе не было бы договора), но интересы фрахтовщика (судовладельца, перевозчика) с одной стороны и фрахтователя – с другой, противоположны. Судовладелец заинтересован в регулярной эксплуатации судна в обыкновенном режиме его работы и содержания, определении географических ограничений в целях избежания повышенных морских рисков. Фрахтователь же заинтересован в максимальном по интенсивности использовании судна, в возможно более широком географическом районе. Таким образом, согласование всех условий договора морской перевозки груза – задача нелегкая, но ее решение облегчается наличием проформ чартеров.
Первоначально проформы чартеров строились так, что приходилось заполнять переменные условия перевозки путем внесения соответствующих положений в пробелы, оставленные по тексту чартера, который строился в логической последовательности постоянных условий. Это было не очень удобно, так что проформы чартеров подверглись усовершенствованию. На смену многим архаичным проформам пришли современные боксовые проформы, которые легко можно заполнять при помощи компьютерной техники.
И сейчас в случае перевозки груза, для которого существует соответствующая проформа, стороны договора фрахтования пользуются такой проформой.
Стихийное творчество привело к разработке множества проформ, положения которых нередко были довольно туманными и противоречивыми. Настоящим прорывом стала разработка проформы универсального чартера Gencon. Эта проформа используется в основном при перевозке генеральных грузов, а также иных грузов, если нет специальной проформы, и вне зависимости от направления, почему она и характеризуется как проформа всеобщего универсального чартера. Впервые проформа Gencon была разработана Балтийской и Беломорской морской конференцией (БИМКО) в 1909 году по традиционной форме. В 1922 году проформа Gencon была впервые пересмотрена БИМКО, но осталась в той же традиционной форме, а в 1976 году ей была придана боксовая форма, и вторая часть стала содержать относительно неизменные стабильные юридические условия перевозки груза. В настоящее время широко используется проформа Gencon-94, пересмотренная БИМКО в 1994 году.
Занятия проводит эксперт-практик Ирина Третьякова. Добро пожаловать! Следите за объявлениями.