70 лет МТМ
Из истории ФМТМ
Впервые дисциплина «Грузовая отчетность и коммерческая корреспонденция» была введена в учебный процесс Училищ дальнего плавания 6 мая 1902 г. В мореходных учебных заведениях преподают следующие дисциплины: русский язык, алгебра, геометрия, плоская и сферическая тригонометрия, навигация, морская астрономия, морская практика, устройство и теория корабля, пароходная механика, метеорология в применении к учению о погоде, океанография в связи с важными сведениями по коммерческой географии, узаконения, относящиеся до торгового мореплавания, грузовая отчетность и коммерческая корреспонденция, судовая гигиена, английский язык.
Осенью 1918 года Верховная коллегия Главвода приняла решение о преобразовании бывших Санкт-Петербургских соединенных училищ дальнего плавания и механиков торгового флота императора Петра I в морское и механическое отделение при Петроградском политехникуме. В 1919 году на базе морского и судомеханического отделений Петроградского политехникума был образован Петроградский техникум водных путей сообщения (с 1924 года – Ленинградский морской техникум). Первоначально в техникуме было два отделения: судоводительское и судомеханическое, а в 1930 году в ЛМТ было открыто эксплуатационное отделения.
«Приказ по Министерству высшего образования СССР. № 859. город Москва, 27 мая 1950 года. «Об организации эксплоатационного факультета в Ленинградском высшем мореходном училище». В связи с ходатайством Министерства морского флота приказываю: 1 Организовать с 1950/51 учебного года в Ленинградском высшем мореходном училище факультет эксплоатации водного транспорта с планом приема на 1 курс – 50 человек. Подписал – заместитель министра высшего образования СССР А. Самарин».
Именно так – «эксплОатационного». Так давно мы уже существуем, что изменился деловой русский язык. И, вместе с тем, – недавно. Это возраст зрелого человека. И зрелого факультета.
На факультет набрали 50 курсантов, которые были выпущены уже из стен Ленинградского высшего инженерного морского училища имени адмирала С. О. Макарова в июле 1955 и феврале 1956 года. Четверо из них окончили училище с отличием. Первым начальником факультета был назначен Юрий Федорович Эллинский. В 1952 году начальником факультета был назначен кандидат технических наук доцент Николай Дмитриевич Логинов.
Преподаватели, проводящие занятия на Эксплуатационном факультете, в том числе, по дисциплинам «Технология и организация перевозок и перегрузочных процессов», «Коммерческая работа на морском транспорте», в основном работали на кафедре «Морское дело». Ее начальником был Владимир Владимирович Александровский. Так как профильные дисциплины курсанты, в основном, начали изучать с 3 курса, то и специальная кафедра факультета была организована только в 1952 году. Это была кафедра «Организации морских перевозок». Ее начальником был назначен кандидат юридических наук доцент, впоследствии профессор Владимир Федорович Мешера. Они были первыми.
Вместе с тем, нельзя сказать, что новый факультет не имел под собой научного и методического фундамента. Ведь еще в 1930 году в Ленинградском морском техникуме – прародителе нашей «Макаровки» – были открыты отделения механизации портов и эксплуатационное. Эксплуатационным отделением в техникуме руководили И. А. Хабалов, П. И. Голиков, П. И. Евсеев. В 1934 году ЛМТ выпустил первых 24 техника-эксплуатационника. Последний же выпуск специалистов в ЛМТ совпал с началом Великой Отечественной войны и приближением немецких войск к Ленинграду. Однако с марта 1944 года подготовка возобновилась, и в течение только этого года на специальность механизаторов порта было принято 85 человек. Высокое качество подготовки выпускников обеспечивалось высококвалифицированными кадрами преподавателей, в основном представлявших дореволюционные военно-морскую и инженерную школы, традиции которых были продолжены в 1930–40-е годы.
Судьба эксплуатационного факультета «Макаровки» оказалась сложной. В декабре 1958 года был произведен последний выпуск курсантов, и факультет был расформирован. Его кафедры «Экономика и организация морского флота» и «География морских путей» были переведены на Судоводительский факультет, где и были объединены. В результате была образована кафедра «Экономики и организации морского флота и географии морских путей», переименованная в 1966 году в кафедру «Экономики морского транспорта и морского права». Одновременно была образована кафедра «Эксплуатации морского флота».
Однако современные передовые идеи не теряли своих энтузиастов и проводников. А носителями их были совершенно непростые люди. Начальник кафедры «Эксплуатации морского флота», в недалеком прошлом – бесстрашный разведчик Карельского фронта, Герой Советского Союза Владимир Иванович Немчиков. Капитан дальнего плавания, в те годы секретарь парткома училища Василий Ильич Снопков. По их обоснованиям, в связи с совершенствованием методов хозяйствования и формированием новых требований к кадрам начальник училища Владилен Сергеевич Гаврилов получил согласие Министерства морского флота СССР на возрождение эксплуатационной специальности. На базе кафедры «Эксплуатации морского флота» Владимиром Ивановичем Немчиковым был сформирован основной костяк преподавательского состава возрожденного факультета.
В 1976 году на Судоводительском факультете было набрано две группы курсантов для подготовки их по специальности «Эксплуатация и управление работой транспорта (водного)». В 1978 году на Судоводительском факультете было открыто эксплуатационное отделение, руководить которым стал заместитель начальника СВФ Андрей Львович Степанов.
24 сентября 1981 года приказом Министра морского флота СССР№ 197 на базе эксплуатационного отделения СВФ создается факультет Управления морским транспортом. Выпускники стали получать специальность «инженер по организации и управлению морским транспортом».
Главные принципы учебного плана для возрожденного факультета были изложены в статье министра морского флота СССР Бориса Павловича Трунова и Андрея Львовича Степанова «Совершенствовать подготовку эксплуатационников», опубликованной в 1983 году в журнале «Морской Флот». Были определены основные блоки специальности: технико-технологический, экономико-управленческий, информационный, языковой (английский язык). В конце 1980-х годов учебный план и программы учебных курсов прошли аттестацию Лондонского института чартерных брокеров на сертификат соответствия европейским требованиям.
Такая «высокая планка» уровня эксплуатационного образования актуальна и сегодня.
Факультетом последовательно руководили Геннадий Григорьевич Седов, Андрей Львович Степанов, Владимир Викторович Шутенко, Юрий Федорович Пантелеев, Александр Викторович Кириченко, Игорь Александрович Русинов.
За все годы существования у факультета проявилась яркая особенность. Как пушкинский Лицей, он притягивает к себе творческих, работящих, самоотверженных людей, создающих особую атмосферу научного созидания. И это, пожалуй, важнейшая традиция нашего научно-педагогического сообщества.
Огромный вклад в развитие факультета и специальности внесли доктор технических наук, профессор Георгий Ефимович Гуревич, доктор юридических наук, профессор Владимир Федорович Мещера, доктор экономических наук, профессор Виталий Иванович Краев, доктор технических наук, профессор Леонид Данилович Ветренко, доктор технических наук, профессор Василий Ильич Снопков, Герой Советского Союза, доктор технических наук, профессор Владимир Иванович Немчиков, доктор экономических наук, профессор Сергей Федорович Корякин, кандидат юридических наук, доцент Николай Николаевич Виноградов, доктор экономических наук, профессор Алексей Иванович Барабанов, кандидат географических наук, доцент Владимир Николаевич Кошкин, кандидат технических наук, доцент Казимир Степанович Черлинка, доктор технических наук, профессор Леонид Михайлович Гаськов, кандидат экономических наук, профессор Эдуард Львович Лимонов, кандидат экономических наук Борис Яковлевич Рогинский, доцент Виталий Григорьевич Голубев, профессор Владимир Викторович Шутенко, – и многие, многие другие наши коллеги.
В соответствии с приказом № 341, подписанным Министром транспорта РФ 11 сентября 2012 г, Государственная морская академия имени адмирала С.О. Макарова и Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций реорганизованы в форме присоединения Академии к Университету.
В результате реорганизации в России появился Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова.
Выпускники факультета работают в судоходных, стивидорных, брокерских, сюрвейерских, агентских и экспедиторских компаниях, транспортных отделах внешнеторговых фирм и на других предприятиях, связанных с внешнеторговыми перевозками. Среди выпускников – отраслевые министры, руководители главков и генеральные директора, начальники пароходств, портов и видные ученые.
В настоящее время традиции эксплуатационного факультета последовательно претворяются и поддерживают преподавателями Института международного транспортного менеджмента нашего университета, среди них:
Русинов Игорь Александрович, профессор, заведующий кафедрой Коммерческой эксплуатации водного транспорта;
Сабайдаш Марина Владиславовна, доцент кафедры Коммерческой эксплуатации водного транспорта;
Крашенинникова Галина Ефимовна, доцент кафедры Коммерческой эксплуатации водного транспорта;
Кириченко Александр Викторович, профессор, заведующий кафедрой портов и грузовых терминалов;
Кузнецов Александр Львович, профессор кафедры Портов и грузовых терминалов,
Васильев Юрий Иванович, профессор кафедры Портов и грузовых терминалов;
Горина Маргарита Юрьевна, доцент кафедры Портов и грузовых терминалов;
Бологов Александр Владимирович, доцент кафедра Портов и грузовых терминалов;
Слободчиков Николай Александрович, доцент кафедра Портов и грузовых терминалов;
Слицан Андрей Евгеньевич, профессор заведующий кафедрой Технологии и организации перевозок;
Прокофьев Вадим Александрович, профессор кафедры технологии и организации перевозок;
Лебедев Сергей Борисович, профессор кафедры Технологии и организации перевозок;
Пантелеев Юрий Федорович, профессор кафедры Технологии и организации перевозок;
Вепринская Тамара Александровна, доцент кафедры Технологии и организации перевозок;
Эглит Ян Янович, профессор, заведующий кафедрой Управления транспортными системами;
Степанов Андрей Львович, профессор кафедры Управления транспортными системами;
Галин Александр Валентинович, профессор кафедры Управления транспортными системами;
Ковтун Александр Александрович, доцент кафедры Управления транспортными системами;
Федоров Алексей Сергеевич, заведующий лабораторией транспортных процессов;
Петрова Нина Александровна, ведущий специалист по учебно-методической работе;
Шуваева Юлиана Владимировна, специалист по учебно-методической работе;
– и многие, многие, многие другие.
Бережно хранят и поддерживают традиции своих предшественников студенты направления подготовки «Технология Транспортных Процессов» нашего института.
Уровень подготовки и особенности специальности обеспечивают полную востребованность наших выпускников на рынке труда. Задачи, стоящие перед нами, ясны – сохранить и приумножить, на фоне происходящих реформ, качество образования, бережно поддерживая и развивая 70-летние традиции.
Будьте здоровы, берегите себя!
С уважением
Директор Института международного транспортного менеджмента
А.В. Кириченко