Здание на Касой линии

Общая численность преподавателей

Общая численность профессорско-преподавательского состава факультета – 70 человек. Из них: 10 докторов наук, профессоров, 21 кандидат наук, доцент. Общая численность студентов очной формы обучения и аспирантов – более 500 человек.

В состав факультета входят 6 кафедр:

Образовательные программы

На факультете реализуются основные образовательные программы по специальности, направлениям подготовки бакалавров и магистров.

Специальность: 1190701.65 “Организация перевозок и управления на транспорте (водном)”

Бакалавриат:

  • Направление 190700.62 “Технология транспортных процессов”, профиль: Организация перевозок и управление на водном транспорте
  • Направление 180500.62 “Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства”, профиль: Управление водными и мультимодальными перевозками

Во время обучения студенты получают разностороннюю подготовку, осваивая широкий спектр эксплуатационных (технологических), управленческих и экономических дисциплин. Среди них: транспортная логистика, технологии перевозок и погрузочно-выгрузочных работ, управление работой флота и порта, транспортное обеспечение внешнеторговых операций, правовая и коммерческая работа на водном транспорте, базовый профессиональный английский язык.

Выпускники могут работать в судоходных, стивидорных, транспортно-экспедиторских, провайдерских, брокерских, сюрвейерских, агентских, шипчандлерских компаниях, а также в транспортных подразделениях предприятий и организаций-грузовладельцев, в том числе связанных с внешнеторговыми перевозками.

3.  Направление 080100.62 “Экономика”
Магистратура: направление 080100.68 “Экономика”

Особенностью подготовки бакалавров и магистров экономики является углубленное изучение дисциплин, связанных с деятельностью водного транспорта, таких как внешнеторговые операции на водном транспорте, налогообложение организаций водного транспорта, организация международных транспортных систем, бухгалтерский учет во внешнеэкономической деятельности, правовое регулирование валютных операций, таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности.

Знание специфики экономических процессов на морском транспорте позволяет выпускникам найти высокооплачиваемую работу, реализовать себя не только как специалиста финансово-экономических служб транспортных предприятий, но и коммерческих, бюджетных организаций, государственных учреждений.

Факультет динамично развивается. Налажено сотрудничество с ведущими морскими транспортными организациями города, такими как: ОАО “Пассажирский порт Санкт-Петербург “Морской фасад”, Северо-Западном бассейновом филиала ФГУП “РОСМОРПОРТ”, ФГУ “АМП “Большой порт Санкт-Петербург” и другими предприятиями и организациями.

Уровень подготовки на факультете и особенности направлений подготовки обеспечивают полную востребованность его выпускников на рынке труда.

Историческая справка

«Приказ по Министерству высшего образования СССР. № 859. город Москва, 27 мая 1950 года. «Об организации эксплоатационного факультета в Ленинградском высшем мореходном училище». В связи с ходатайством Министерства морского флота приказываю: 1 Организовать с 1950/51 учебного года в Ленинградском высшем мореходном училище факультет эксплоатации водного транспорта с планом приема на 1 курс – 50 человек. Подписал – заместитель министра высшего образования СССР А. Самарин».

Именно так – «эксплОатационного». Так давно мы уже существуем, что изменился деловой русский язык. И, вместе с тем, – недавно. Это возраст зрелого человека. И зрелого факультета.

На факультет набрали 50 курсантов, которые были выпущены уже из стен Ленинградского высшего инженерного морского училища имени адмирала С. О. Макарова в июле 1955 и феврале 1956 года. Четверо из них окончили училище с отличием. Первым начальником факультета был назначен Юрий Федорович Эллинский. В 1952 году начальником факультета был назначен кандидат технических наук доцент Николай Дмитриевич Логинов.

Преподаватели, проводящие занятия на Эксплуатационном факультете, в том числе, по дисциплинам «Технология и организация перевозок и перегрузочных процессов», «Коммерческая работа на морском транспорте», в основном работали на кафедре «Морское дело». Ее начальником был Владимир Владимирович Александровский. Так как профильные дисциплины курсанты, в основном, начали изучать с 3 курса, то и специальная кафедра факультета была организована только в 1952 году. Это была кафедра «Организации морских перевозок». Ее начальником был назначен кандидат юридических наук доцент, впоследствии профессор Владимир Федорович Мешера. Они были первыми.

Вместе с тем, нельзя сказать, что новый факультет не имел под собой научного и методического фундамента. Ведь еще в 1930 году в Ленинградском морском техникуме – прародителе нашей Макаровки – были открыты отделения механизации портов и эксплуатационное. Эксплуатационным отделением в техникуме руководили И. А. Хабалов, П. И. Голиков, П. И. Евсеев. В 1934 году ЛМТ выпустил первых 24 техника-эксплуатационника. Последний же выпуск специалистов в ЛМТ совпал с началом Великой Отечественной войны и приближением немецких войск к Ленинграду. Однако с марта 1944 года подготовка возобновилась, и в течение только этого года на специальность механизаторов порта было принято 85 человек. Высокое качество подготовки выпускников обеспечивалось высококвалифицированными кадрами преподавателей, в основном представлявших дореволюционные военно-морскую и инженерную школы, традиции которых были продолжены в 1930–40-е годы.

Судьба эксплуатационного факультета Макаровки оказалась сложной. В декабре 1958 года был произведен последний выпуск курсантов, и факультет был расформирован. Его кафедры «Экономика и организация морского флота» и «География морских путей» были переведены на Судоводительский факультет, где и были объединены. В результате была образована кафедра «Экономики и организации морского флота и географии морских путей», переименованная в 1966 году в кафедру «Экономики морского транспорта и морского права». Одновременно была образована кафедра «Эксплуатации морского флота».

Однако современные передовые идеи не теряли своих энтузиастов и проводников. А носителями их были совершенно непростые люди. Начальник кафедры «Эксплуатации морского флота», в недалеком прошлом – бесстрашный разведчик Карельского фронта, Герой Советского Союза Владимир Иванович Немчиков. Капитан дальнего плавания, в те годы секретарь парткома училища Василий Ильич Снопков. По их обоснованиям, в связи с совершенствованием методов хозяйствования и формированием новых требований к кадрам начальник училища Владилен Сергеевич Гаврилов получил согласие Министерства морского флота СССР на возрождение эксплуатационной специальности. На базе кафедры «Эксплуатации морского флота» Владимиром Ивановичем Немчиковым был сформирован основной костяк преподавательского состава возрожденного факультета.

В 1976 году на Судоводительском факультете было набрано две группы курсантов для подготовки их по специальности «Эксплуатация и управление работой транспорта (водного)». В 1978 году на Судоводительском факультете было открыто эксплуатационное отделение, руководить которым стал заместитель начальника СВФ Андрей Львович Степанов.

24 сентября 1981 года приказом Министра морского флота СССР № 197 на базе эксплуатационного отделения СВФ создается факультет Управления морским транспортом. Выпускники стали получать специальность «инженер по организации и управлению морским транспортом».

Главные принципы учебного плана для возрожденного факультета были изложены в статье министра морского флота СССР Бориса Павловича Трунова и Андрея Львовича Степанова «Совершенствовать подготовку эксплуатационников», опубликованной в 1983 году в журнале «Морской Флот». Были определены основные блоки специальности: технико-технологический, экономико-управленческий, информационный, языковой (английский язык). В конце 1980-х годов учебный план и программы учебных курсов прошли аттестацию Лондонского института чартерных брокеров на сертификат соответствия европейским требованиям.

Такая «высокая планка» уровня эксплуатационного образования актуальна и сегодня.

Факультетом последовательно руководили Геннадий Григорьевич Седов, Андрей Львович Степанов, Владимир Викторович Шутенко, Юрий Федорович Пантелеев, Александр Викторович Кириченко. В настоящее время факультетом руководит его выпускник – Игорь Александрович Русинов.

За все годы существования у факультета проявилась яркая особенность. Как пушкинский Лицей, он притягивает к себе творческих, работящих, самоотверженных людей, создающих особую атмосферу научного созидания. И это, пожалуй, важнейшая традиция нашего научно-педагогического сообщества.

Огромный вклад в развитие факультета и специальности внесли доктор технических наук, профессор Георгий Ефимович Гуревич, доктор юридических наук, профессор Владимир Федорович Мещера, доктор экономических наук, профессор Виталий Иванович Краев, доктор технических наук, профессор Леонид Данилович Ветренко, доктор технических наук, профессор Василий Ильич Снопков, Герой Советского Союза, доктор технических наук, профессор Владимир Иванович Немчиков, доктор экономических наук, профессор Сергей Федорович Корякин, кандидат юридических наук, доцент Николай Николаевич Виноградов, доктор экономических наук, профессор Алексей Иванович Барабанов, кандидат географических наук, доцент Владимир Николаевич Кошкин, кандидат технических наук, доцент Казимир Степанович Черлинка, доктор технических наук, профессор Леонид Михайлович Гаськов, кандидат экономических наук, профессор Эдуард Львович Лимонов, кандидат экономических наук Борис Яковлевич Рогинский, доцент Виталий Григорьевич Голубев – и многие, многие наши коллеги. К сожалению, жизнь всегда оказывается слишком короткой. На факультете практически нет ветеранов – они уходят из жизни на своем посту. У кафедры.

Тем не менее. Проходят годы. Реорганизованы училище и морская академия. Реорганизован факультет. Пройдя горнило перестройки и стихийного рынка, отвечая актуальным требованиям к качеству современного транспортного обеспечения и уровню специалистов, сегодняшний факультет Международного транспортного менеджмента является центром подготовки международных логистов, операторов морских и смешанных перевозок, транспортных экспедиторов, стивидоров – инженеров по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (водном)», имеется специализация «Управление транспортными системами». На переход к болонской системе образования факультет отозвался открытием профильных бакалавриатов и магистратуры по направлениям Экономика и Менеджмент. Среди выпускников – отраслевые министры, руководители главков и генеральные директора, начальники пароходств, портов и видные ученые.

Уровень подготовки на факультете и особенности специальности обеспечивают полную востребованность его воспитанников на рынке труда. Задача, стоящая перед факультетом, ясна, но сложна для исполнения – сохранить и приумножить, на фоне происходящих реформ, качество образования, бережно поддерживая и развивая 60-летние традиции.